?

Log in

No account? Create an account

АРХИЕРЕЙСКИЙ ВЕСТНИК

По благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Севастопольского и Крымского Мартина

Social capital

  • less than 10

Rating position

Website:
External Services:
  • valera.lapkovskiy@mail.ru
  • vallapkovsky@gmail.com
Биография Архиепископа Мартина (Лапковского)
Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященный Мартин, Архиепископ Севастопольский и Южно-Российский.






Архиепископ Мартин, в миру Лапковский Валерий Иванович, родился 27 апреля 1945 года в с. Огни Дербентского района Дагестанской АССР в семье служащего. Русский. Крещен в 1947 году.
Первое упоминание о совсем юном В. Лапковском в отечественных СМИ относится к 1954 г., когда газета «Керченский рабочий» опубликовала очерк о его родственниках и напечатала фото Валерия как мальчика из образцовой советской семьи – дед трудился секретарем парторганизации.
Однако в 1965 г. внука партработника исключили из комсомола и с факультета журналистики Ленинградского университета «за религиозные искания и нетоварищеское отношение к коллективу». В июньском номере многотиражки ЛГУ в гневной статье «Вериги инока Лапковского» утверждалось: «Комсомолец, юродствующий во Христе, – нонсенс».
После изгнания из вуза В. Лапковский занимается самообразованием. Несколько лет в публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина на берегу Невы изучает религию, философию, теорию искусства по произведениям Ницше, Шопенгауэра, Фрейда, В. Соловьева, К. Леонтьева, Бердяева, Шестова, Канта, Гегеля, отцов Церкви и так далее. Пишет психоаналитическое исследование «Маяковский застрелился так», которое вышло в свет в Москве спустя 30 лет.
В 1968 г. Валерия Ивановича Лапковского арестовывают в Крыму за религиозную агитацию и пропаганду, попытку незаконного выезда за границу, злостное хулиганство – в общежитии полоснул ножом по портрету Ленина. Под следствием побывал в семи тюрьмах, пока в столичном Институте судебной психиатрии имени Сербского его не признали сумасшедшим и не направили на принудительное лечение, как обычно расправлялись тогда с диссидентами.
После освобождения из «психушки» В. Лапковский начинает работать в МП. 1973 г. – чтец, келейник магистра богословия, епископа Астраханского и Енотаевского Михаила (Мудьюгина), 1974 г. – старший иподиакон друга Мстислава Ростроповича, епископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского), 1976 г. – диакон Вознесенской церкви г. Курска, где через год становится священником. Рукополагал отца Валерия епископ Курский и Белгородский Хризостом (Мартишкин), впоследствии покаявшийся в связях с КГБ.
В это время батюшка неоднократно попадает под запрещение служить за проповедничество с амвона о закрытых храмах, стремление дать оценку происходящих в стране событий с евангельской точки зрения. В Курске отец Валерий дружит с другим клириком кафедрального собора – протоиереем Львом Лебедевым, будущим идеологом РПЦЗ, который нередко берет под защиту молодого иерея.
В 1981 г. отец Валерий переезжает к матери в Крым. Там на протяжении следующих восьми лет ему без суда и следствия отказывают в праве служить священником, мытарят, регулярно допрашивая в КГБ, прокуратуре, милиции. Возбуждают уголовное дело за отсутствие паспортной прописки, в конце концов вручают о. В. Лапковскому письменное требование трудоустроиться в месячный срок, хотя единственное, на что он может в тех условиях рассчитывать, это «должность» разнорабочего.
Отец Валерий пишет заявление в Кремль с просьбой освободить его от советского гражданства и разрешить выехать в другую страну. Прибыв в Москву, он дает об этом интервью американской телекомпании NBC. Уголовное преследование батюшки мигом прекращается «за отсутствием состава преступления», но ни выехать из СССР, ни служить священником ему не разрешают.
В Париже «Вестник РХД» сообщает о преследовании отца В. Лапковского, публикует его проповедь «Палама». Во Франции газета «Русская мысль» время от времени печатает корреспонденции опального пастыря.
Находясь в Москве, отец Валерий входит в круг известнейших теперь религиозных диссидентов: отец Глеб Якунин, Зоя Крахмальникова, А. Огородников, – вместе с которым издает «Бюллетень христианской общественности». Он участвует в создании первой в СССР Христианско-демократической партии (ХДСР) и становится заместителем ее председателя. Участник XIII Конгресса христианско-демократических партий Европы (Пиза, Италия) и первого съезда по правам человека (Москва).
На родине в Керчи иерей В. Лапковский организовывает в 1987 г. православную общину и требует вернуть верующим здешний самый древний в Восточной Европе храм во имя Святого Иоанна Предтечи, используемый не по назначению. Крик о помощи в борьбе за поруганную святыню батюшка адресует через западную прессу и радио президенту США Р. Рейгану, устраивает протестную голодовку. С подачи КГБ крымская пресса систематически травит отца Валерия и его сподвижников, несмотря на то, что в их поддержку в Симферополь и Керчь идет поток писем, петиций со всего света. Командно-административный клан упорствует, и тогда священник В. Лапковский обращается к местной власти с письмом-прогнозом, где предрекает: «Трепещите, недобитые сталинисты!», «Вы проиграли, мальчики!».
Через год те действительно проиграли, отдали-таки храм в лоно МП, но радетелю за него отцу Валерию места там не нашлось. Правда, его вызвал в Москву на прием будущий патриарх Алексей II (Ридигер), тогда – управделами МП, депутат Верховного Совета СССР, ни разу не откликнувшийся на многочисленные просьбы верующих о «репатриации» храма в Керчи. Он предложил о. В. Лапковскому ради трудоустройства место псаломщика где-то в Сибири взамен на его расписку в лояльности к атеистическому режиму.
В разгар помпезных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси отец Валерий Лапковский вместе с редактором журнала «Выбор» В. Аксючицем и А. Огородниковым проводит альтернативный семинар, служит в Москве на квартире «Литургию гонимых». Здесь присутствуют неугодные властям священники, миряне, зарубежные корреспонденты и тележурналисты. Тут молится и катакомбный батюшка, впоследствии – епископ РПЦЗ Вениамин Кубанский и Черноморский. Вместе с о. Г. Якуниным и другими диссидентами отец Валерий участвует в Круглом столе радиостанции «Голос Америки».
Как свидетельствует А. Нежный в своей книге «Комиссар дьявола» по данным из Центрального архива КГБ, «по разнарядке» этого ведомства в результате о. В. Лапковскому дают место священника в Феодосии в Казанском соборе.
Феодосия избирает отца Валерия народным депутатом, чего не «случалось» со священниками за всю историю советского Крыма. Однако он вскоре слагает с себя эти полномочия в знак протеста против поддержки депутатами путча ГКЧП. Тогда имя о. В. Лапковского еще на слуху из-за публикации его сатирического рассказа о молодом Ленине «Бычий хлоп» в популярном московском журнале «Столица».
С февраля 1991 г. отец Валерий официально разорвал отношения с МП, по-прежнему безоговорочно выполняющей команды бюрократического партаппарата, и перешел в РПЦЗ. Старые знакомые из КГБ пытаются дискредитировать его обвинением в затее воздушного пиратства – угоне самолета из Крыма в Турцию. А епископ МП Симферопольский и Крымский Василий (Златолинский), приобретший известность заявлением в СМИ, что душа человека весит семь граммов и что он возмущен теми, кто шельмует коммунистическую партию, издал вдогонку батюшке указ « О снятии с Лапковского Валерия Ивановича священного сана в связи с его переходом в Карловацкий раскол».
Архиерейский Синод РПЦЗ награждает отца Валерия саном протоиерея и Благословенной грамотой. Он становится членом Суздальского Епархиального управления РПЦЗ, ответственным за организацию приходов РПЦЗ в Крыму. Протоиерею В. Лапковскому удается зарегистрировать три общины в Керчи, Феодосии, Симферополе и начать богослужения. Его усилия теперь направлены на передачу прихожанам Зарубежной Церкви хотя бы одного церковного здания на полуострове.
Долгие годы после этого так и не имеющий храма отец Валерий служил под открытым небом зимой и летом на старом кладбище в центре Феодосии. Пришлось выносить всевозможные угрозы, поджоги, травлю. Но батюшка неустанно выступал на радио, телевидении, в газетах Крыма с разъяснением позиций РПЦЗ, о безблагодатности МП. Он проводил в Феодосии крестные ходы памяти жертв красного террора и консолидировал крымское духовенство, устраивая соборные литургии.
В июне 1993 г. газета Верховного Совета Крыма «Крымские известия» констатировала: «Духовным вдохновителем и организатором Свободной Церкви в Крыму стал протоиерей Валерий Лапковский».
После того, как в РФ была впервые опубликована работа философа Н. Бердяева «Вопль Русской Церкви» с нападками на РПЦЗ, о. В. Лапковский ответил на нее в московской прессе знаменитой статьей «Белибердяевщина». Тогда батюшка начал работу над своим автобиографическим произведением «Духота», которое опубликовано на СтрПСТ. Отдельный экземпляр "Духоты"(книга издана в Москве в 2003г.) находится в библиотеке Президента России, о чем с благодарностью уведомила автора администрация Кремля.
В канун 2000-летия Христианства Международный Биографический центр в английском Кембридже обратился к протоиерею В. Лапковскому с предложением включить его имя в Британскую энциклопедию «2000 религиозных лидеров ХХ века», номинировав его на звание «Человек года: 2000 – 2001 г.г.».
В связи с провокационными действиями Епископа Михаила (Донскова), направленными на дискредитацию Митрополита Виталия (Устинова), о. Валерий резко разорвал отношения с Донсковым, прекратил служение в Подольске и вместе с группой московских священников стал литургисать в домовом храме в честь Св. Патриарха Тихона. "Митрополит" Лавр, возглавивший РПЦЗ после незаконного смещения с поста Предстоятеля Владыки Виталия, в письме к иеромонаху Тихону (Козушину) назвал о. Валерия в числе главных зачинщиков бунта против нового руководства РПЦЗ.
В 2004 году о. Валерий совершил паломничество на Святую Землю в составе делегации религиозно-общественных деятелей Москвы.
В 2010 году он был поставлен Епископом на Архиерейском Соборе РПЦЗ в Киеве. В монашестве принял при постриге имя Мартин в честь Святителя Мартина Исповедника. В хиротонии принимали участие пять Епископов РПЦЗ. Архиерейский Собор доверил Владыке управление самой крупной Епархией нашей Церки.
В праздник Торжества Православия в 2011 году Владыка "трижды грянул" в подмосковном храме Святого Владимира (Истринский район) анафему Сталину. Летом 2014 г. вышла в свет новая книга епископа Мартина "Враги креста " ( проповеди , статьи , критический обзор творчества Бердяева , Фромма , Набокова ,Плотина и др. авторов ).
Решением Архиерейского Собора ( с. Амосовка , Курской обл . октябрь 2015 ) удостоин сана Архиепископа с правом ношения креста на клобуке ).
Дизайн сайта: http://community.livejournal.com/journals_covers/18703.html
Архиепископ Мартин (Лапковский), Афон, Белое Движение, Белое Дело, Бог, Богородица, Евангелие, ИПХ, ИПЦ, Игнатий (Брянчанинов), Иисус Христос, Истинное Православие, Истра, КОНР, Крест Господень, Мансонвилль, Митрополит Антоний (Храповицкий), Митрополит Виталий (Устинов), Монархия, Новомученики и Исповедники Российские, Патриарх Никон, Пост, Православие, РОА, РПЦЗ, РПЦЗ(В), Российская Империя, Россия, Русская Православная Церковь Заграницей, Святитель Иоанн Шанхайский, Святитель Филарет (Вознесенский), Священномученик Иосиф Петроградский, Христианство, Царственные Мученики, Царь, Южно-Российская Епархия РПЦЗ, аборты, антимодернизм, антисергианство, антиэкуменизм, апостасия, благочестие, богослужения, богослужения без сокращений, возрождение Православия, гонения, единоверие, иконопись, иконы, исповедь, каноны, крещение в три погружения, латиняне, миссионерство, молитва, молитва о спасении России, мученики за Христа, обновленчество, подвижники Веры, правила вселенских соборов, правильное крещение, причастие, проповедь, русские, святые отцы, семейные ценности, семья, старостильное движение, традиции, церковно-славянский язык

Social capital

  • less than 10

Rating position

Statistics