АРХИЕРЕЙСКИЙ ВЕСТНИК (rocormoscow) wrote,
АРХИЕРЕЙСКИЙ ВЕСТНИК
rocormoscow

П А Л А М А

Во имя Отца и Сына и Св. Духа! Представьте обыкновенные механические
часы, аппарат которых заключен в наглухо закрытом корпусе. Вы видите
циферблат и как движутся стрелки, слышите нежное тиканье, но не имеете
средств открыть ящик. Вы можете нарисовать себе некую картину часового
механизма, но вы никогда не можете быть уверенными в том, что ваша
схема единственно правильная, что она может исчерпывающе истолковать
ваши наблюдения. Поскольку корпус хронометра опломбирован, вы никогда
не будете в состоянии сравнить созданную картину работы часов с
реальным агрегатом, вы даже не можете себе представить возможность или
смысл подобного сопоставления... Так писал в середине нашего столетия
один из основоположников современной физики. Он был верующим человеком
и считал, что в области науки все наиболее тонкие идеи берут начало из
исконно религиозного чувства.
Этот ученый мягко иронизировал над неограниченной проницательностъю
человеческоro мышления, сомневался, что вещи существуют в том виде, в
каком их воспринимают наши чувства. В жизни человека и животных
господствует иллюзия, царящая также и в естествознании, будто мир есть
то, что нам является. Великий физик переживал ощущение танственности,
лежащей в основе религии, и во всех наиболее глубоких направлениях
искусства и науки. Он стремился к тому непостижимому, что скрыто под
непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до
нас лишь в виде косвенного слабого отзвука. Будучи гениальным
теоретиком, он довольствовался тем, что с изумлением строил догадки о
тайнах мироздания, смиренно пытался мысленно выстроить далеко не полную
причину совершенной структуры всего сущего. Его религиозное чувство
почтительно восхищалось порядком, который он замечал в природе - не-
большой части реальности, доступной нашему рассудку Ему казалось, что
религия возникла на почве страха перед непознанными объектами природы.
такими как землетрясения, гроза... Но как же он. крупнейший мыслитель
эпохи, создатель новой научной картины мира, оказавший крутое влияние
на стиль научного мышления, мог находить себе убежище в религии? Ведь у
него отсутствовал тот страх, что был погонщиком первобытных людей. "я
смотрю, - писал он, - на холст живописца. но мое воображение не может
воссоздать внешность художника. Я смотрю на часы, но не могу
представить себе, как выглядит создавший их часовой мастер.
Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он
может постичь Бога, для Которого тысяча лет и тысяча измерений
предстают как одно?» (А.Эйнштейн. Собр. науч. трудов, т. 4, М., 1967).
Ответ на проблему, как человек может постичь Бога, Церковь дала, в
частности, устами архиепископа Фессалоникийского св. Григория Паламы.
Память сего святителя мы празднуем ежегодно на второй неделе Великого
Поста. Палама свидетельствовал, что Бог абсолютно недоступен и в то же
время может реально общаться с человеком. Вот одно из противоречии,
обогащающих религию не менее, чем парадоксы науку. Архиепископ различал
в Боге неприступную, непостижимую сущность (тайну - по выражению
великого физика) и божественные действия или энергии, силы,
неотделимые от сущности Бога. Через энергии Творец действует вовне
Себя, проявляя, сообщая, отдавая Себя твари путем Откровения,
благодати. Откровение знакомо нам через Писание и Предание, благодать -
ничем не заслуженный дар Божий -известна, например, через талант. Это
не сущности, а энергии, свойства, порывы Бога.
Энергия - фундаментальное понятие современной физики - циркулировала
как понятие не только в философии древних греков, но и в трудах отцов
Церкви св•Василия Великого, св.Григория Нисского. В xIV веке Григорий
Палама, не занимаясь никакими физико-математическими экспериментами,
опираясь сугубо на свою веру, т.е. на религиозное проникновение в
структуру созданной Богом тварной природы, вывел, что весь мир пронизан
божественными энергиями. Родоначальник классической физики НЬЮТОН, не
зная этого, утверждал, что во вселенной стынет пустое пространство.
Современная физика отрицает наличие пустых пространств. Пространство -
это поле, пронизанное энергиями. Палама, живший за триста лет до
Ньютона, в свете новейших достижений науки более актуален, чем ученый,
и затративший многие годы упорного труда на распутывание принципов
небесной механики! Для Паламы не зияло пустоты в пространствах Божьего
промысла. Все проникнуто лучами Божества, энергиями Божьей заботы.
Правда, ставить знак равенства между открытиями ХХ века и богословием
св.Григория Палами нельзя. Между полем, пространством физиков и
нетварными энергиями Бога - несоизмеримое расстояние. Палама учил, что
энергии Творца ни под каким предлогом недопустимо отождествлять с
тварным космосом или выводить их присутствие в мире в зависимости от
мира. Они существовали бы и в том случае если бы Господь не создал
мира. Мир сцементирован из веществ, уверяет нынешняя физика, все вещи
не что иное, как сгусток энергии. Церковь с таким постулатом совершенно
согласна, ибо для нее Божественная энергия первичнее материи,
независима от нее. Энергия Бога - зодчий вселенной, она поддерживает
жизнь. «Бог именуется светом не по Своей сущности а по Своей энергии, -
назидал Палама. Энергия, заявляет физик атомного века, - это свет.
«Свет Божий во тьме светит, и тьма не объяла его» !
Развив учение о возможности нашего, приобщению к непостижимому Богу
через проявления Его сущности в мире, св. Григорий Палама тем самым
четко сформулировал догмат Православия о доступности Бога человеку, о
соединении скудельного сосуда с Пресвятой Троицей. Божественная
энергия, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая»,
постоянно присутствует в нашей жизни. Она приходит к нам ежедневно
прежде всего в таинстве Причастия, когда мы приобщаемся Тела и Крови
Господних, когда по благодати становимся сопричастниками Божественного
естества через Господа Иисуса Христа, в Котором незримо,
взаимопроникновенно, неслитно пребывают энергии божественная и
человеческая. И гениальный современный физик, и отец Церкви в поисках
Истины исходили из веры во внутреннюю гармонию и тайну вселенной. Без
такой веры нет ни творческой науки, ни подлинной религии. Бог и мир для
нас в один и тот же миг доступны и недоступны. Мы видим не только
циферблат закрытых часов, механизм которых нам неизвестен, но и Лик
Божий, Чья Сущность непостижима. В силу Божьей благодати и «тайны
обитаю его в нас Духа Святаго» (В.Лосский, ВТ, Nд 8, М., 1972 мы
изменяем не только 1972) окружающую нас действительность, но и
собственную природу, преображая ее в образ и подобие Божие. Каким
способом? Будучи верными Господу словом, делом, помышлением. Аминь.

Арх.Мартин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments