АРХИЕРЕЙСКИЙ ВЕСТНИК (rocormoscow) wrote,
АРХИЕРЕЙСКИЙ ВЕСТНИК
rocormoscow

Филькина грамота
            (Послание к собратьям-архиереям и к пастве Южно-Российской епархии ПРЦ (РПЦЗ))

Возлюбленные о Господе собратья-архиереи и чада, вверенной мне Южно-Российской епархии ПРЦ (РПЦЗ)!

Первоиерарх митр. Филарет (Семовских) в своем Указе от 13/26.11.2016 г. необоснованно объявил меня еретиком и в нарушение 1-го канонического Правила святителя Кирилла Александрийского без надлежащего суда (каковой суд над архиереем в соответствии с 74-м Правилом святых Апостол должен производиться собором архиереев обязательно в присутствии обвиняемого) восхотел присвоить себе власть во вверенной мне епархии, нарушив тем 8-е Правило IIIВселенского собора. Всё это является каноническим беспределом митр. Филарета и свойственно папизму, но не православию.

Обвинение меня в ереси митр. Филарет сделал на основании лишь одной моей публикации, выставленной мной на интернет-«Листке» Южно-Российской епархии 12/25.11.2016 года. Причем в этой публикации (что очень важно!) вопрос почитания святейшего Имени Божия по существу не разбирался. В этой публикации, я вообще не изложил по сути ни одного вероучительного положения. Следует задаться вопросом: так в чем же конкретно состоят постулаты ереси, якобы исповеданной мной в публикации?! Если в публикации никаких вероучительных положений не изложено, то никакой ереси в публикации содержаться принципиально не может. О какой же тогда моей ереси, исходя из данной публикации, может быть разговор вообще?

В завершение своего Указа митр. Филарет заявил о недопустимости молитвенного общения со мной якобы на основании 15-го Правила Двукратного Константинопольского собора. И здесь митр. Филарет совершил ошибку, так как применение этого Правила в данном случае неправомерно по следующим причинам.

Во-первых, настоящее Правило касается прерывания общения не с правящим архиереем епархии, входящей в патриархию (митрополию), а именно с предстоятелем Поместной Церкви. Ибо 15-м Правилом определено: «…Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений».

Во-вторых, что наиболее важно, я отнюдь не проповедовал всенародно никакую ересь, осужденную святыми Соборами или Отцами. Без осуществления этого условия не существует оснований для отделения от молитвенного общения на основании 15-го Правила Двукратного собора. Митр. Филарет обвиняет меня что я, будто бы «открыто исповедовал себя имябожником». Но я не являюсь еретиком и не проповедал ни одного еретического положения, касающегося веры во Имя Божие, а верую во Имя Божие, также, как верили Пророки Господни, святые Апостолы, а также святые Отцы VII Вселенского собора, учащие что «Бог находится вне всякой сотворенной твари и потому Имя Его не имеет ничего общего ни с чем» (Деяния Вселенских Соборов. Том 4. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 637-638). А если митр. Филарет считает что это не так, то ему надлежало бы доказать это непосредственным цитированием моих слов, в которых, как ему кажется, содержатся еретические положения.

Поэтому желая уличить меня в несуществующей ереси, в качестве «святых Соборов и Отцов», якобы «осудивших учение об именах Божиих имябожников», митр. Филарет неправомерно предложил признать родоначальника соборно осужденной РПЦЗ в 1983 году ереси экуменизма – Константинопольского патриарха Иоакима III, разработавшего экуменическую «теорию ветвей Церкви», а также продолжателя его экуменического дела – патриарха Германа V. Также в качестве «святых Соборов и Отцов», митр. Филарет, предложил признать членов Святейшего Правительствующего Синода, которые выпустили послание от 18 мая 1913 года, в котором открыто проповедовали в Церкви анафематствованную Константинопольским собором 1351 года варлаамитскую ересь. Он же предложил признать «святыми Отцами» тех иерархов, которые указанное еретическое послание признали и руководствовались им в делах церковного управления. Посему члены Святейшего Синода и все указанные митр. Филаретом в Указе иерархи «святыми Соборами и Отцами» отнюдь не являются, так как они являются последователями уже осужденной Церковью варлаамитской ереси, либо являются еретиками-экуменистами. И никакие патриархи и синодальные иерархи вообще не вправе выдавать свое мнение за соборное мнение всей Поместной Церкви, которое может быть выражено только в постановлениях православных Поместных соборов. И если в Церкви существует дискуссия, связанная с почитанием святейшего Имени Божия, то лишь православный Поместный собор, может уточнить вероучтиельные вопросы, понимание которых в настоящее время вызывает спор. Но таковой Поместный собор еще не состоялся ни в одной из Поместных Православных Церквей.

Совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует о неканоничности и еретичности Указа митр. Филарета.

Варлаамитская ересь, которая проповедана Синодом, содержится в следующих строках синодального послания от 18 мая 1913 года: «Св. Григорий [Палама] учил прилагать название "Божество" не только к существу Божию, но и к Его "энергии" или энергиям, т. е. Божественным свойствам: премудрости, благости, всеведению, всемогуществу и проч., которыми Бог открывает Себя вовне, и, таким образом, учил употреблять слово "Божество" несколько в более широком смысле, чем обыкновенно. В этом многоразличном употреблении слова и состоит все сходство учения св. Григория с новым учением, по существу же между ними различие полное. Прежде всего, святитель нигде не называет энергий "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Фeoc, а Феотис). Различие же между этими названиями легко видеть из такого примера. Говорится: "Христос на Фаворе явил Свое Божество", но никто не скажет: "Христос на Фаворе явил Своего Бога": это была бы или бессмыслица или хула. Слово "Бог" указывает на Личность; "Божество" же на свойство, качество, на природу. Таким образом, если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим", как делают новые учители» (Церковные Ведомости № 20, от 18 мая 1913 г. С. 277-286).

Но обратившись к творениям святителя Григория Паламы мы обнаружим учение, диаметрально противоположное проповеданному в синодальном послании. Святитель Григорий учит наоборот, что энергии Божии есть Бог, и даже Сам Бог:

– «Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы (πρόνοιαι) и благости Бога, и они суть Сам Бог» (Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар. 2007. С. 19);

– «Ведь имя "Бог" (θεός) есть имя энергии, [производимое] от "бежать" (θέείν) и "окружать все заботой" или от "палить" (αϊθείν), что означает "жечь", или от "созерцать (θεάσθαι) все"» (Там же. С. 46);

– "Каждая [божественная] сила или каждая энергия есть Сам Бог (εκάστη δύναμνς ή ενέργεια αυτός εστίν ο Θεός)" (Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340. Цит. По: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 289).

Поэтому, разбирая пример, приведенный Синодом в послании, правильней будет сказать: «Христос на Фаворе явил Себя Богом». Однако впавшие в варлаамитскую ересь члены Синода этого, как видно, не признавали. И всякий, учащий тому, что проповедано Синодом в послании, подпадает под следующий анафематизм Константинопольского собора 1351 года: «Тем, которые мудрствуют и говорят, что имя Бог выражает только существо Божественное и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованию святых, что именем Бог обозначаются равным образом и Божественные действия [энергии], – анафема» (Игумен Модест. Св. Григорий Палама. СПб., 1879. С. 149). Таким образом, заявляя о действенности в Церкви послания Святейшего Синода от 18 мая 1913 года, митр. Филарет открыто свидетельствует о своей причастности к соборно осужденной и анафематствованной святыми отцами (в том числе святителем Григорием Паламой) варлаамитской ереси, последователи которой не считают Богом энергии Божии. А это уже есть действительное каноническое основание для отделения от молитвенного общения с предстоятелем на основании 15-го Правила Двукратного Константинопольского собора.

Выходом из сложившегося положения в Церкви усматривается отзыв митр. Филаретом своего Указа от 13/26.11.2016 года и восстановление между нами молитвенного общения при выполнении следующих условий:

1. объявление ближайшим Архиерейским собором не действующими в Православной Российской Церкви содержащее варлаамитскую ересь послание Святейшего Синода от 18 мая 1913 года и основанные на нём другие постановления органов церковного управления;

2. объявление ближайшим Архиерейским собором того, что окончательное уточнение всех вопросов вероучения об Имени Божием находится исключительно в компетенции Всероссийского Поместного собора;

3. уточнение ближайшим Архиерейским собором списка канонизированных лиц, на предмет их причастности к варлаамитской ереси принятием синодального послания от 18 мая 1913 года.

Каждому человеку, в том числе и православному священнослужителю, свойственно ошибаться. И я очень скорблю о канонических и догматических ошибках моего собрата и сослужителя – Высокопреосвященного митрополита Филарета, допущенных в Указе от 13/26.11.2016 г. Но как православный архиерей, я вынужден в соответствии со Священными Канонами принять меры, направленные на ограждение паствы вверенной мне Южно-Российской епархии от какого-то ни было неправомыслия и ереси. В связи с тем, что в Указе митр. Филарета в качестве действующего акта Православной Российской Церкви заявлено синодальное послание от 18 мая 1913 года, содержащее варлаамитскую ересь (что означает открытую и всенародную проповедь предстоятелем через официальный интернет-сайт Церкви варлаамитской ереси, осужденной святыми Соборами и Отцами), молитвенное общение с митр. Филаретом и его поминовение за богослужением вплоть до исправления им допущенных догматических и канонических ошибок недопустимо на основании 15 Правила Двукратного Константинопольского собора. В противном случае анафема, провозглашенная варлаамитам Константинопольским собором 1351 года, падет на главу каждого, кто молитвенно общается с исповедующими варлаамитство. А это, в отсутствие надлежащего покаяния, означает неизбежную вечную погибель в геенне огненной.

Арх. Мартин

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments